|
|
Последнее обновление:05.12.2016
Краеведение. Топонимика
Красные Баки
Красные
Баки – ровесники Москвы
Баковена
рассказывают...
С. Степанов
Красные Баки – ровесники Москвы
Как гласит история, осенью 1962 года учитель Е.М. Крылов, живший на ул. Овражной
в Красных Баках (эта улица идет от здания поселковой администрации вниз, к
Ветлуге), перекапывая свой огород, обнаружил в земле топор необычной формы,
который был отправлен в Горьковский краеведческий музей для осмотра учеными. С
учетом находки они сделали вывод, что на месте нынешних Красных Баков
существовало марийское поселение, уничтоженное в XIV-XV веках. Почему же погиб
этот поселок? Ответом на этот вопрос может послужить ссылка историков на отрывок
из летописи Воскресенского монастыря за 1374: « ...много сел по Ветлуге посекоша».
Это сообщение о набегах ушкуйников, речных пиратов из Великого Новгорода,
грабивших в ту пору города и поселки по берегам рек.
Когда погиб марийский поселок — мы знаем. А вот когда он был основан? Вероятно,
тогда же, когда и большинство марийских поселений в Поветлужье — в XI-XII веках,
т.е. приблизительно в то же время, что и Москва.
На карте нашей страны, как и области, очень много финно-угорских названий.
Например, Москва — «источник воды», Нева — «текущая среди болот», Волга — «река
в долине», Ока — «река», Ветлуга — «река чаек», Урень — «человек-белка», Вача —
«поселение», Арзамас — вероятно, искаженное «Эрзямас» — «Эрзянская земля»
(эрзяне — одно из мордовских племен). Может быть, и название нашего райцентра
имеет финно-угорские корни?
По мнению местного краеведа Балдина, название «Баки» происходит от марийского
слова «Бахля», со временем превратившегося в «Бакли» — «Высокое место». Русские
поселенцы переделали его в «Баки».
Есть и другая точка зрения, которой придерживался другой местный краевед —
Тумаков. Он считал, что название «Баки» происходит от того, что они как бы
«лежат на боку», т.е. являются спорной боковой, приграничной территорией. Однако
эта версия, мне кажется, менее убедительной.
Коль говорим о том, что основателями Красных Баков были марийцы, то следует
рассказать и о них самих.
Марийцы, живущие в Нижегородской области, произошли в результате смешения горных
и луговых мари с пришедшими из-за Волги мерянами — народом, бесследно
исчезнувшим с лица земли в результате войн и эпидемий.
У марийцев-язычников было великое множество богов. Мариец считал так: добрый бог
добр потому, что люди ему угождают, а злой бог зол оттого, что люди его чем-то
обидели. Чтобы все были добрыми, всем надо постараться угодить. Земным
воплощением божеств, по мнению марийцев, были деревья, ручьи, поляны,
животные... Вот и старались они не рубить понапрасну дерево, не сорить в лесу,
не убивать для забавы зверя. В день смерти человека близкие сажают дерево —
считалось, что если злые духи не пустят его душу в рай, то она будет жить в этом
дереве. Хоронили покойников в зимней одежде, в могилу клали оружие, предметы
обихода, а в специальном мешочке — собранные в течение всей жизни ногти. Они
должны были помочь покойнику добраться до ворот рая.
Носили марийцы войлочные шляпы, черные онучи и липовые лапти. В плохую погоду к
лаптям крепились кэтырта — парные деревянные скамеечки для ходьбы. Жили марийцы,
как и русские, в избах. Занимались в основном охотой, рыболовством, немного
сельским хозяйством. Славились как искусные пчеловоды — мед и воск из
черемисских (т.е. марийских) лесов высоко ценились на рынках Руси и стран
Европы.
Много марийцев и по сей день живет вне границ республики Марий Эл — в
Свердловской, Кировской и Нижегородской областях, в других регионах. Поветлужье
для многих из них является прародиной — во всяком случае, для тех, которые живут
в нашей области.
Автор статьи считает, что появление сегодня новых огородных находок вроде той,
что нашел учитель Крылов, могло бы пролить свет на вопрос о дате основания
Красных Баков.
«Вперед»,
20 июня 2000 г.
К. Вихарева,
член группы «Поиск»
Баковена рассказывают...
Баковена - так раньше называли жителей Красных Баков. Повествование пойдет о
далеком прошлом, поэтому будем употреблять этот термин.
Ко мне обратилась Надежда Александровна Кулигина, завуч по учебной части ПУ-37,
жительница улицы Интернациональной. Дело в том, что когда она весной копает
огород, то каждый раз находит какие-то предметы: то старинную монету, то
неизвестную кокарду, то встречает глубоко в земле кирпичную кладку и т. д. Я
рассказала ей, что улица Интернациональная - это место, где обосновались первые
русские поселенцы. Русское заселение территории поселка произошло в конце XVI
века. В дозорной книге по городу Унже под №499 за 1617 год говорится:
«...деревня Баки, а в ней крестьян: Санько Яковлев, Абрамко Яковлев, Мартынко
Иванов, во дворе Иванко Иевлев, во дворе Савка Исаков, во дворе Терёшко Титов,
во дворе Сенька Титов». Это первый письменный документ, с 1617 года начинается
история р. п. Красные Баки.
На улице Интернациональной и прилегающих к ней улицах и раньше находили древние
вещи. Л. Б. Шубин нашел каменное грузило, которому много лет. В 70-х годах ХХ
века Сахаровы нашли клад старинных монет. Все находки были сданы в районный
музей.
Рассказ продолжает Александр Иванович Воронин, полковник в отставке, ветеран
Великой Отечественной войны. Сейчас он живет в г. Вольске Саратовской области.
Но в Красных Баках родился, провел свое детство и юность, здесь окончил 10
классов в 1941 году, отсюда ушел на фронт. Каждый год летом он приезжает к
сестре и посещает родные места, улицу Интернациональную. В беседах с соседями он
рассказывает о прошлом своей семьи. На этой улице жил когда-то его дедушка -
Андрей Максимович Махов, который работал у князя А. П. Трубецкого ямщиком.
Дедушка был старенький, плохо видел, Александр Иванович носил ему обеды,
продукты питания. На улице Интернациональной стояло несколько двухэтажных домов,
находился пруд, место это очень красивое, живописное. С угора открывалась пойма
реки Ветлуги, а весной вода подходила к Красным Бакам. Здесь жили Казарины,
Бондыревы, Рычевы, Шиловы, Толмачевы, Ханины, Маховы, Воронины и т. д. Всё это
фамилии коренных жителей - баковен.
Александр Иванович уточнил, что на месте дома, где живет Н. А. Кулигина,
находился сад купца Воронина, а немного ниже к реке его двухэтажный дом и
старинный колодец с журавлем. Поэтому Надежда Александровна может сделать и
другие открытия, найти что-нибудь интересное, старинное. Сейчас на улице
Интернациональной двухэтажных домов нет, нет и пруда, и колодца с журавлем.
Продолжает мой рассказ Владимир Шахматов, работник Краснобаковской типографии со
слов баковен, которых уже нет в живых. Там, где сейчас находится глубокий овраг
и построена лестница (между рестораном и типографией), находился въезд в Баки,
прямо на торговую площадь. Овраг был пологим, въезжали по нему на лошадях.
Баржи, плоты приставали под Баками в этом месте. Тут находилась пристань. Где
сейчас расположены типография и редакция, стояли кабачок, магазин-казеночка. Эти
сведения подтверждает и житель Красных Баков П. Гусев. Эти рассказы
соответствуют фольклорной песне “Ходовая”:
Под Баки-те мы подплывали,
Якоря в воду бросали,
Но крут берег выходили,
Во казеночку ходили,
Зелена вина купили,
Всех до пьяна напоили,
Чтобы весело ходили
Ходом-водом, ходом-водом.
Земля в Баках стоила дорого, была в частной собственности, поэтому многие жители
селились на склонах оврагов. В этом овраге жили рыбаки Роговы, Гусевы, крестьяне
Костровы, Шумиловы, объездчик А. П. Трубецкого Иван Мороз, который имел большую
семью. Это тоже коренные баковена. А. П. Трубецкой со своей гражданской женой
Василисой Шахматовой заходил в дом Ивана Мороз, приносил кулек пряников, конфет,
рассыпал прямо на пол и ребятишки подбирали. Это рассказывала К. Н. Панфилова -
Мороз со слов своей матери. Объездчик стремился угостить князя и его жену.
Василиса была родом из деревни Ядрово. А в низовьях реки Ветлуги говорили на «ц».
Отвечала: «Рабциков не хоцу, а сахарные комовья есть иму».
В Баки приезжали плотогоны с верховьев реки Ветлуги, их называли «адуи». Они
были маленького роста, очень бедные, но полны важности, достоинства, говорили на
«ч». «Баковена! Что придку-то так разеваетё, лаптями торгуетё. А мы масло и яича
привезли» (записано со слов уренских жителей). Конечно, в Баках торговали не
только лаптями. Из деревни Лучкино привозили большой выбор глиняных горшков, из
Зубилихи - деревянные чаши, из Березовца - колеса для телег. Торговали в Баках и
«красным товаром». Купец Иван Казимиров построил магазин из красного кирпича
(бывший хлебный магазин). Привозил на продажу ткани из г. Лодзь, что в Польше. У
Ивана Чиркова был бакалейный магазин (сейчас тут магазин «Иволга»). Купчиха
Надежда Михайловна Чудоквасова (дом А. И. Перловой) торговала бакалеей и
«красным товаром». Чирковы и Купоросовы, которые ходили за скотом в
Воскресенский район, много продавали мяса. Из деревень Ядрово, Староустье в Баки
везли бочки с льняным маслом и т. д. По объему товарооборота баковские ярмарки
занимали третье место в Поветлужье. Много продавали хлеба, который привозили из
Урень-края и Вятской губернии. Своего зерна хватало только на несколько месяцев.
Цены на хлеб, которые устанавливались на баковских ярмарках, вносили в каталоги
и по ним продавали по всему Поветлужью. Славились Баки хлебобулочными изделиями.
Купец Спиридон Збруев выпекал и продавал во всей округе баранки и сушки.
Ковалевы и Масленниковы несли на продажу калачи и бублики, ватрушки. И, конечно,
продавали на ярмарках знаменитые большие (во весь стол) пироги открытые с рыбой
в несколько рядов и с луком. И ни один праздник не проходил без этого пирога
«Ветлуга». Так рассказывают все баковена».
«Вперед»,
3 октября 2006 г.
|
|
|