|
|
Последнее обновление:16.01.2017
Краеведение. Топонимика
Н.Г.Тумаков
Ветлужские очерки
Содержание
На
Ветлуге
Ветлужские
леса
Кто
дал им название?
Кто
дал название реке Усте?
Ветлужская
легенда
Из
истории Красных Баков
Деревне
Ядрово 280 лет
Этой
дороге 100 лет
Правда
об озере Светлояре
Поднимем
завесу над прошлым
На Ветлуге
Весна. Сколько изменений внесла она в хозяйственную жизнь и бытовую деятельность
человека. Но нигде нет такого оживления, как в бассейнах северных рек. Кончилась
многомесячная дремота рек. Сброшен ледяной панцирь, сковывавший могучие силы, и,
как молодой необъезженный конь, вырвались они на необъятные просторы нашей
Родины.
Вся история людей северной и средней полосы теснейшим образом связана с историей
использования гигантских сил реки. Так было много веков и на нашей Ветлуге. Все
мысли человека нашего края были направлены на то, чтобы как можно лучше и полнее
использовать весенние неуёмные силы реки. Лес, главнейшее богатство края,
могучим потоком столетиями тек по весенней реке, давая кров и тепло степным
районам Поволжья. Немало ума и народной мудрости вложил ветлужский крестьянин,
чтобы делать крепление плотов без единого кусочка металла. Нашему сегодняшнему
молодому человеку непонятно отсутствие металлических креплений в подавляющем
большинстве орудий труда у человека прошлого столетия.
А сегодня, стоя на берегу Ветлуги, любуясь могучей техникой сплава, мощными
красавцами пароходами, катерами, восторгаясь разумом человека, обуздавшим
стихийные силы реки, подчинив их своей воле и своим целям, еще острее воскрешает
в памяти тяжелое прошлое Ветлужского края, ужасный труд ветлужских сплавщиков.
Их многочисленные могилы по берегам Ветлуги - немые свидетели мрачного прошлого.
Тяжесть труда усугублялась не только полным отсутствием какой-либо техники, но и
бездушным, издевательским отношением к лесорубу и сплавщику ветлужских
лесопромышленников – прошлых жадных и наглых хозяев края. Весной на всём
шестисоткилометровом сплавном пути Ветлуги были видны сплавщики и грузчики в
домотканых штанах и рубахах, самодельных войлочных шляпах, и лаптях. Их унылые
песни и русская "Дубинушка" оглашали просторы весенней реки, помогая забыть,
хоть на время, свою горькую долю. Каждый километр пути плота доставлял сплавщику
не только физическую усталость, но и тяжкие моральные страдания. Кто из коренных
жителей Ветлуги не знает оскорбительной для сплавщика клички "адуй"! А многие ли
знают причину её возникновения?
История ее возникновения - это история рабского труда крепостного ветлужского
крестьянина.
В XVII веке в верховьях Ветлуги существовала черная Нейская волость, которая в
1619 году была пожалована царём Михаилом Федоровичем князю Одоевскому. Хозяйство
в этой вотчине было оброчным, здесь не было барской пашни. Тяжким трудом
добывали крестьяне средства для уплаты барского оброка, всю зиму рубя лес, ночуя
в курной землянке, а весной сплавляя его.
Крепостные Одоевской вотчины - потомственные сплавщики. Все среднее Приветлужье
состояло из мелкопоместных хозяйств московских служилых людей, в их хозяйствах
господствовала жестокая барщина. И невольно возникала зависть у крестьян
среднего Приветлужья к одоевским оброчным крестьянам, имевшим большую свободу в
своём бытовом укладе жизни и в хозяйственной деятельности. Вот для подавления
этого чувства зависти к одоевцам и была пущена в ход вся мерзость травли одних
против других. В качестве мишени были избраны физические и бытовые отличия
одоевцев от средневетлужских крестьян. Одоевцы имели низкий рост, большой
рахитичный живот, резко выраженный окающий говор с заменой буквы "ч" буквой "ц".
Слово '"одоевец" в силу своего московского выговора они превратили в слово "адоевец",
а потом в унизительную кличку "адуй".
Сколько небылиц, анекдотов, оскорбительных слов и реплик создали про одоевцев на
Ветлуге досужие умы московских "умников". На всём пути через среднее Приветлужье
одоевцам приходилось слышать бесконечные смешки и. оскорбления. И надо отдать
должное их завидной выдержке и стойкости против мерзких нападок.
— Адуи плывут,- слышали они первое приветствие у каждой деревни, а за ним
начиналась омерзительная перебранка: "Адуй, сгонико с руля-то воробья-то, а то
потопит!.. " "Ошо Ванька, ошо парёка, ошо лешой чопайсь за цуцурыжник !.." Вот в
такой морально напряженной обстановке и шел их путь до Волги.
Козьмодемьянск - конечный пункт их пути. Но кончались ли здесь их страдания? К
сожалению, нет. Бесконечные обсчеты приказчиков, новые оскорбления и унижения
продолжались и здесь. С трудом получен расчет, но не стало веселее на душе.
Впереди четырехсоткилометровый пеший переход через деревни среднего Приветлужья,
в которых вновь придется услышать оскорбления и унижения. Сколько надо иметь
мужества, чтобы всё это перенести!
Появившиеся пароходы во второй половине XIX века на Ветлуге немного улучшили
положение сплавщиков. Меньше они стали страдать физически от долгого пути, но от
оскорблений и унижений не избавились. Капитаны пароходов, в большинстве уроженцы
среднего Приветлужья, доставляли им не меньше страданий: то высадят на берег
из-за мелководья, а потом километров 5-6 заставят идти пешком, то сбросят прямо
на перекате, то дрова заставят грузить в ночное время, а то прямо оставят на
берегу, повернув обратно вниз, якобы из-за мелководья. Да и сама посадка
пассажиров на пароход в Козьмодемьянске скорее напоминала загон скота, чем
посадку людей. На пароходе не оставалось ни одного свободного места, нельзя было
ни пройти, ни пролезть, даже трудно пошевелиться.
Вот какой рассказ мне пришлось услышать об этой посадке плотовщиков от одного
старого ветлужского лоцмана: "Ветлужский пароход "Василий Чиркин" стоял у
пристани под Козьмодемьянском. Большая группа плотовщиков, получив расчет,
покупала билеты на ветлужский пароход. Один из плотовщиков обратился к капитану:
- "Господин капитан! Пароход долго ещё будет стоять, можно сходить на гору в
чайную? - Конечно, можно. Раз билеты купили, то пароход без вас не уйдет". -
Успокоенные ответом капитана, плотовщики толпой пошли на гору в чайную. Купили
по два больших "каровая" белого хлеба, кренделей и зашли в чайную. Едва успели
сесть за столики, услышали гудок парохода. Помня слова капитана, гудок их не
обеспокоил и продолжали пить чай. Но, что это?.. Своим глазам не веря, они
видят, что их пароход отчалил от пристани. Боже мой! Как быть?.. Ведь большая
часть заработка отдана за билет.. Их отчаянию нет границ… Бросая чай, с
котомками и "кароваями" под мышкой, они кубарем скатываются с крутого
Козьмодемьянского откоса и мчатся вдогонку за удаляющимся пароходом по грязному,
каменистому волжскому бечевнику, исступленно крича: - Вася, миленький, воде
ведь билеты-те, ты забыл нас. Прогнав два-три километра, капитан подчаливал к
берегу. Он удовлетворил своё холуйское самолюбие, потешился над несчастными
людьми".
Это лишь одна из страниц тяжелого, бесправного положения ветлужских рабочих,
занятых на лесосплаве, к которым до Великого Октября относилось значительное
число ветлужских малоземельных крестьян. Кануло в вечность это проклятое
прошлое. Нет больше на Ветлуге адуев, нет унизительного труда плотовщиков.
Сегодняшний сплавщик, владеющий могучей техникой, - свободный творец своего
счастья, борец за счастье всего советского народа, вносящий свой достойный вклад
во всенародное дело досрочного выполнения семилетнего плана. Но нашей молодёжи
надо знать историю своего края, знать, какими тяжкими путями шли их деды и отцы,
какие величайшие блага принесла нашему народу Великая Октябрьская революция.
Ветлужские леса
Вряд ли найдется в Красных Баках человек, который бы в ясный весенний день не
побывал на берегу реки. Баковяне любят свою реку. Да и как устоять против
обаятельной красоты могучей ветлужской природы, пленящей чувства и сердце
ветлужанина?
С высокого баковского откоса открывается вашему взору прелестный вид: широкий,
стремительный поток весенней реки подходит вплотную к откосу, к вашим ногам и,
оттолкнувшись, несется дальше к застывшим в немой своей красе янтарным
соснякам. А там бескрайние просторы левобережья покрыты сплошным зелёным ковром
бесконечного леса. Всё лес и лес до самого горизонта. Это ветлужские леса -
частица великого русского леса.
Дымкой глубокой старины окутана их история. Бесконечное количество легенд сложил
народ о могучей таежной силе лесов красавицы Ветлуги. Посмотрим же глазами
современника на далекое прошлое нашей лесной стороны. Мысленным взором откинем
древнюю завесу над десятитысячелетней историей ветлужских лесов и заглянем на
еще не истлевшие страницы ее последних девятнадцати веков.
Тысячелетие хозяевами ветлужских лесов были марийцы. Они воздвигли себе вечный
памятник из многочисленных названий речек и названия самой Ветлуги. Через их
селения в первом тысячелетии нашей эры прошли из далекой сибирской лесостепи
угры, создавшие по среднему течению Дуная венгер������кое государство, а у нас
изменив на свой язык окончания рада марийский названий.
В начале второго тысячелетия ветлужские леса, на севере и юге, встретили робкое
проникновение славян из Великого Новгорода и со средней Волги, потеснивших
марийцев с насиженных мест.
Семь веков назад стеною огня встретили татаро-монгольских захватчиков ветлужские
леса, защитив и укрыв уцелевших ветлужан и немногих пришельцев. Из праха и пепла
возрождалась былая мощь и сила ветлужских лесов, прикрывая своей зеленой грудью
границы молодого Московского государства от казанских разбойников.
Под их густой завесой провел Иван Грозный свою великую рать под стены Казани.
В грозный 1670 год под тенью изумрудных ветлужских сосновых шатров нашли убежище
остатки отряда разинского атамана Ильи Долгополова, громившего боярские и
княжеские вотчины по реке Ветлуге и отдавшего жизнь вместе с частью своего
отряда за счастье и свободу ветлужских крестьян и бобылей.
В таежной тиши наших лесов нашли приют и убежище семьи опальных петровских
стрельцов и керженских раскольников, создавших свои тайные скиты в лесной глуши.
Русские цари, начиная с Михаила Федоровича, щедрой рукой раздавали именитым
боярам, князьям и графам благодатные ветлужские леса. А они поступали как лесные
хищники, безжалостно разрушая и уничтожая вековые богатства края. Все, что не
мог уничтожить топор, уничтожал лесной пожар. В засушливое лето 1839 года
штормовая лавина огня пронеслась по ветлужским просторам, перебросившись в
унженские и костромские леса. Эту страшную картину народного бедствия так
запечатлел очевидец: "Быстрота, с которой неслось пламя по вершинам дремучего
леса, превосходит всякое вероятие. Мгновенно занялось огнём необозримое
пространство. В продолжение только одного часа, четыре деревни удельного имения:
Шоля, Могили, Быструха, Заводь, расположенные на пространстве пятнадцати вёрст,
сгорели дотла.. Со всех сторон был слышен оглушительно дикий гул бури, слившейся
с шумом и треском свирепствовавшей огненной стихии и грохотом падавших обгорелых
деревьев… Без цели, без смысла бродили по полям толпы народа с выражением на
лицах полного отчаяния. Волки и медведи, выгнанные огнём из леса на открытые
места, как будто изменили, свою хищническую натуру: они теснились близ людей
между домашними животными, не делая им ни малейшего вреда." Но урок этот не был
воспринят старыми хозяевами ветлужских лесов. Обесцененный лес, огромные
пепелища, занятые под посевы, заглушили чувство разума. Не было принято никаких
мер для лучшей охраны лесов и в 1841 году пожары ещё большей силы прокатились по
ветлужским и костромским лесам, "Пожар 29 июня 1841 года был настолько силен,
что пепел и горелые листья переносились на 100 верст от места пожара… В
Галичском и Солигаличском уездах население даже днем зажигало огонь… Пожар
продолжался до 5 сентября, покуда выпавший, глубокий снег не прекратил его".
Леса левобережья Краснобаковского района почти нацело были выжжены этими
пожарами.
Прошло 100 лет после этих страшных дней. Из пепла пожарищ гордо подняли ввысь
свои стройные зеленые вершины сосны и ели. Ветлужские леса почти достигли своей
прежней красы и силы. Но вновь грянула жестокая война. И наши леса, в это
трудное для Родины время, дали кров и тепло сотням тысяч советских людей.
Поредели ряды ветлужских красавцев - янтарных сосен. Образовались обширные
поляны. Но пусть грусть не покрывает твое лицо, ветлужанин! Пройдут годы, и
ветлужские леса вновь зашумят на обширных просторах. Но пусть каждый из нас не
забудет своего гражданского долга - беречь и охранять нашего зеленого друга -
национальную гордость русского народа, красу и богатство советской страны.
Кто дал им название?
Проходят века. Сменяются люди. И как будто бесследно исчезают имена людей, их
опыт, знания, их труд. Но так ли это? История человеческой жизни и человеческой
деятельности создает многочисленные памятники, которые читают и осваивают
грядущие поколения. Эти памятники с большой полнотой освещают быт, хозяйственный
и трудовой уклад жизни, а также, частично, духовную культуру предшествующих
поколений. И первые страницы этой истории читаются по тому наследству, которое
хранит земля. Язык земли - названия гор, рек, озер, населённых мест - прекрасно
помогает познавать о том, кто жил на этой земле, какие пространства занимал, кто
их сменил. Географическая номенклатура сохраняется долгое время и после того,
как исчезнет самый народ, давший эти названия.
Вот и воспользуемся языком земли, чтобы определить: кто жил до нас в бассейне
Ветлуги, кто дал названия многочисленным речкам - притокам Ветлуги, да и самой
Ветлуге.
Понятно ли для нас значение названий таких речек, как Шижма, Кокшара, Пижма,
Янга, Лапшанга, Чебоксарка, Варбаш? В русском значении эти слова ничего не
выражают, и их мы не понимаем. Так кто же дал эти названия, и что они значат?
Раскопки древних стоянок человека (а их на Ветлуге много), изучение состава
слов, из которых складываются названия этих речек, говорит за то, что они
принадлежат, главным образом, марийцам.
Марийцы и их древние предки жили в бассейне Ветлуги более 12 веков и до конца
первого тысячелетия н.э. составляли здесь основное население. Они и дали
названия большинству рек и речек бассейна Ветлуги. Название Ветлуги происходит
от двух марийских слов: "ветели"- чайка и "уга"- вода или река. В перводе это
значит - "река чаек". Так и было в прошлом, когда Ветлуга являлась
малонаселенной рекой с обильными рыбными богатствами.
"Пижам"! - вязну, кричал древний мариец, попавший в трясину. Или, бродя по сухим
дремучим борам в знойный летний день, он кричал: "шижам"!-чувствую река. Вот
так, вероятно и сложились названия рек Шижмы и Пижмы.
Или, подходя к воде, думая напиться, он с горечью восклицал:"янгарка" - гнилая,
вонючая. Так обстоит дело и до наших дней - с речкой Янгой, вытекающей из
торфяных болот.
"Лапшангы" - репейник, - названа за большую захламленность.
"Кокшар" - застреха, сучковатая жердь.
Но не одни марийцы жили в наших местах. Об этом говорят названия
речек-Чебоксарки (под Ильинским) и Варбаш (под Коровихой). Название Чебоксарка
происходит от чувашского слова "чуксар", что значит город. Видимо, здесь была
древняя стоянка человека - чувашей. Название Варбаш происходит от двух слов:
"вар"- место (марийское слово) и "баш" - божественный камень (мордовское слово),
а дословный перевод будет обозначать— место каменного божества или место
поклонения каменному божеству. На речке Варбаш недавно были найдены кости
мамонта и очень оригинальные куски белого гранита с крупными кристаллами слюды.
Возможно, такие же находки были сделаны древними марийцами и мордвинами и эти
диковинные камни послужили основанием для обожествления данного места.
Но кроме марийцев, чувашей, мордвинов через нашу территорию в первом тысячелетии
проходил ещё один народ - это угры. Угры родственный народ вогулам, остякам,
жившим в Западной Сибири, и зырянам и пермякам (коми), жившим в северном
Предуралье. Предки угров жили по реке Оби и Иртышу на границе леса и степи. В
первом тысячелетии угры, теснимые с востока и юга тюркскими племенами, двинулись
к западу к средней и верхней Волге, прошли через нашу местность, а в 898 году
прошли мимо Киева и на среднем Дунае основали венгерское государство.
Проходя через наши места, они изменили окончания марийских названий рек.
Окончания "ва"- пермяцкие, а окончания "ма"- зырянские, окончания "нга" и "ура"
- угорские и все они обозначают - вода. Как видим, язык земли дал возможность
узнать кто жил на нашей территории много веков тому назад, где были их "города",
где они брали воду, где вязли в грязи и где молились богу. Жизнь и труд людей не
пропадают бесследно. Опыт и знания предшествующих поколений обогащают опыт и
труд последующих, способствуя прогрессу человеческих знаний.
Кто дал название реке Усте?
Марийцы дали название реке Ветлуге, они же дали название и всем ее крупным
притокам. И невольно напрашивается вопрос: как же могло случиться, что самый
крупный приток Ветлуги - река Уста - не имеет марийского названия.
Но на самом деле это обстоит не так. Уста тоже имеет марийскую основу в своём
названии, что лишний раз подтверждает правильность выводов о господствующем
положении марийцев в бассейне Ветлуги в течение длительного времени.
История происхождения этого названия такова: марийцы относятся к волжским
финнам, следовательно, они пришли на Ветлугу с Волги. Они дали название Ветлуге
и они же должны были дать название и Усте. Продвигаясь с Волги по Ветлуге, и
дойдя до устья Усты, и увидя ещё реку, почти равную по мощности Ветлуге, у них
невольно возникло суждение: "это ��о��ая Ветлуга, новая река", или, говоря их
языком, - река "У ". Вот это и есть марийская основа в названии реки Усты.
Теперь рассмотрим, как сложилось окончание и современное название этой реки.
В первой половине XV века брат Городецкого князя Кирдяпы Семён взял от
Московского князя в удел Вятку. Путь туда от Городца был проложен через
керженские и ветлужские леса, а именно через ту территорию, где расположено
устье реки Усты. Вот русские его и избрали основным ориениром в своем движении
на восток. Как известно, на всякой дорог избирают точки, до которых определяют
расстояния. В старых русских летописях очень распространённой единицей измерения
больших расстояний является "100 вёрст" или "100 поприщ". От Городца до устья
реки Усты по прямой немногим больше 100 верст.
Можно предполагать, что и на дороге, существовавшей в ХV веке, между Городцом и
Вяткой была принята эта же система, а следовательно, существовало такое
выражение: "до реки "У" около ста верст". При частом употреблении данного
выражения, а при письменном изложении и существовавшей тенденции к сокращениям
слов, слово "около" выпало, и река получила комбинированное название,
объединяющее ее старое марийское название с показателем расстояния - "У-СТА".
Таково моё мнение о происхождении названия реки Усты. Думаю, что это название
является историческим памятником русской деятельности на Ветлуге в XIV и XV
веках.
Ветлужская легенда
Мы пока не располагаем конкретными материалами о том, как отразилась совместная
жизнь представителей новгородской колонизации с марийским населением на
экономике Ветлужского края, как начинали они совместную жизнь, но совершенно
ясно лишь одно, что первое новгородские и устюжанские поселенцы жили вместе с
марийским населением, не меняя даже названий селений, рек и речек. Русские даже
не пытались расшифровывать смысл названия этих речек, а лишь делали свое
толкование этих названий в соответствии с духом времени. Очень ярким
подтверждением этому служит русское толкование происхождения самой реки Ветлуги,
обратившееся в народную легенду, дожившую до наших дней.
Вот ее краткое содержание: "Около нынешнего города Ветлуги стояло татарское
селение. Жили в том селении и русские. Среди русских девушек особенно красива
была Луга. Понравилась она татарскому князю, и захотел он её взять в жены. Но
Луга любила русского парня. Отец Луги сначала отказал татарскому князю, зная о
любви Луги. Но не таков был князь, чтобы отступить от задуманного, да и времена
были таковы, что воля татарского князя для русских была законом.
Назначил князь свадьбу. Позвал музыкантов, среди которых был и любимый парень
Луги. После свадебных обрядов жених и невеста, вместе с музыкантами решили
покататься на лодке по реке. И вот, когда лодка поравнялась с ветлами, росшими
над глубоким омутом, поднялись Луга с любимым парнем, обнялись и бросились под
этими ветлами в реку. С тех пор и назвали нашу реку Вет-Луга»"
В этой легенде выражена великая народная мудрость - в названии реки, как в
незыблемом памятнике, запечатлеть в веках тяжкие муки и страдания, пережитые
русским народом под властью татар. Запечатлеть великий свободолюбивый дух
русского народа, русских людей, шедших на смерть, но не покорявшихся врагу.
"Лучше смерть, чем позорная жизнь раба" - эта извечная черта русского человека
нашла яркое и образное отражение в данной легенде.
Для первых русских поселенцев на Ветлуге, когда власть татар еще не была
уничтожена, легенда служила призывом к сопротивлению, призывом к неподчинению
татарским князьям, служила народным знаменем в борьбе с татарской властью.
Народная ненависть к захватчикам, ненависть к чинимому ими произволу и насилию,
поддержание твёрдости русского патриотического духа - вот те чувства, которыми
были объяты первые русские поселенцы на Ветлуге. Эти общие чувства всего
русского народа и родили ветлужскую легенду. Эти же чувства русских людей
способствовали многовековому удержанию ее в памяти ветлужских потомков.
Из истории Красных Баков
Заселение Ветлужского края русскими началось из бассейна Северной Двины.
Тринадцатый век надо считать временем проникновения русских (новгородцев) в
северную часть бассейна Ветлуги, а XIV и XV века - временем освоения
значительной части верховьев Ветлуги. Первыми, известными нам, русскими
поселениями, являются: Булаксы - теперь Одоевское, Шанга - теперь. Шангское
городище, Якшан - теперь Кажирово.
В 1423 году новгородцы перевезли с устья Северной Двины Николаевский -
Корельский монастырь, разорённый норвежцами, поставив его на месте Якшан (это
теперь село Кажирово, расположенное ниже устья реки Вохмы, правого притока реки
Ветлуги).
Николаевский - Корельский монастырь на Северной Двине был основан в начале XV
века знаменитою посадницей новгородской Марфой Борецкой.
Перевезённый на Ветлугу монастырь стал оплотом новгородской колонизации
Ветлужских земель. Марфа Посадница ветлужские владения уже передаёт по
наследству, упоминая об них в своей дарственной грамоте.
В 1464 году на среднем Приветлужье основывает поселение священник одной из
городских церквей Великого Устюга Варнава, положивший начало устюжанской
колонизации этого района. Колонизация Приветлужья из бассейна Северной Двины
продолжалась до половины XVII в. Вот к этому времени и относится основание
Баков. Кем и когда основан посёлок Красные Баки? Какие документы имеются по его
истории? Вот вопросы, на которые мне хочется ответить.
Основываясь на изысканиях историка Платонова, утверждающего о существовании в
XVII веке пути из Москвы в Сибирь через
Н.Новгород-Яранск-Котельнич-Вятку-Кайгород, делаешь вывод, что Баки и возникли
на этом пути, так как более короткого пути между Н.Новгородом и Яранском в то
время не существовало.
Чулков в книге "Историческое описание Российской коммерции" дает описание ещё
одного пути из Москвы - через Н.Новгород-Казань-Вятку, но он, безусловно, был
много длиннее.
Самым ранним документом, пока найденным мною, является выписка из грамоты
Поместного Приказа от декабря 1665 года. В нём написано: "В поместье за
боярином князь Дмитрием Львовым, в коих за ним по отдельным 144/1636 года книгам
написано - в Галицком уезде в Ветлужской волости из поместья Горжбака...село
Никольское, что была деревня Баки и к нему 13 дес., четыре починка, два
займища... повёрстного леса в длину на 18 верст с полуверстою, поперёг на 11
верст". (Действия Нижегородской учёной архивной комиссии. Сборник. т. XVII,
вып. 1, 1914 г. стр. 276).
Из этого документа видно, что в начале XVII века существовала деревня. Баки,
находившаяся в поместье Горжбака, а потом переданная князю Дмитрию Львову. Судя
по фамилии, Горжбак был не русским, возможно татарин или мариец. Это
соответствует тому положению, которое высказано историком Платоновым о служилых
татарах и марийцах, привлеченных Московским правительством для управления новыми
территориями, присоединёнными к Московскому государству после покорения Казани.
Это соответствует и народной легенде, бытующей в левобережной части
Краснобаковского района, о татарских поселениях в районе деревень Носовой, Шоля,
Могили.
Деревня Баки сделалась центром вотчины. В ней построили церковь и по престолу
этой церкви дали посёлку второе название - Никольское. С этими двумя названиями
оно и существовало до отмены крепостного права.
Село много раз переходило от одного московского владельца к другому по грамотам
царей.
Теперь сделаем попытку установить происхождение названия "Баки". По грамоте
Ивана Грозного от 25/Х11 - 1551 года, территория Баков и Краснобаковского района
входила в состав владений Варнавинского монастыря. Но это право многократно
нарушалось и особенно на территории ныне занимаемой Краснобаковским районом.
Здесь было поместье Горжбака, князя Львова, Ромодановского, Пушкина. Здесь
возникла вотчина боярыни Нарышкиной - бабушки Петра 1. Здесь возникла вотчина
канцлера Головкина в 1709 году. Ещё при жизни Ивана Грозного здесь были выделены
дворцовые земли из присоединенных земель казанского ханства, а в 1796 году
переданные удельным имениям.
Вот всё это и дает основание считать, что в районе современных Красных Баков
установилась не юридическая, а фактическая граница владений Варнавинского
монастыря, и весь этот район получил название "Боковка" или "Боки" владений, т.
е. край, окраина. Это же название получила и речка под Красными Баками "Боковка",
т.е. протекающая по боку, по окраине владений.
К этому хочется ещё добавить, что район Баков до второй половины XVII века был
спорным районом между вотчинниками и Макарьевским -Желтоводским монастырем, что
лишний раз по��тве��ждает окраинность этого района с давних времён.
Под влиянием окающего говора московских владельцев этих вотчин, гласная "о"
перешла в "а", и стали писать и произносить не "Боки", а "Баки". Речку стали
называть и писать не "Боковка", а "Баковка".
Примеров замены буквы "о" буквою "а" в Ветлужском крае очень много. Достаточно
посмотреть список населённых мест и некоторые старые документы, чтобы в этом
убедиться. Две речки Какши имеют происхождение названия от слова "кокша", а
пишутся Какша. Деревня Воскресенского района Попиха в документах XVII века
пишется "Папиха", деревня Асташиха Воскресенского района первоначально
называлась "Осташиха", а потом её стали называть Асташиха. Общепринятым было в
XVII веке селение называть по месту расположения. Вот мы и видим в списке
церквей Ветлужского края за 1723 год написано: "в адоевщине", хотя известно,
что владельцем вотчины был князь Одоевский, а не Адоевский; "в Заветлужье", "на
стану", "на Холкине", "на Хмелевицких починках", "на Баках". Это говорит, что
"Баки" - понятие но только в значении одного селения, а более широкое,
обозначающее название целой местности, по названию которой получило название и
селение.
0 том, что в названии "Баки" гласная "о" изменена, имеются и документальные
доказательства. Вот этот документ: "Направе земли и лес и всякие угодья
Макарьева монастыря, Желтоводского, а налеве земли и лес помещиков их, а от
Ветлужские дороги прямо на Притчино займище на большую Боковскую дорогу, а с
дороги... левая сторона земли и лес Галицкого уезда поместья стольника князь
Михайлы Васильева сына Львова села Боков…" Этот документ - просьба крестьян от
мая 1670 года о размежевании с Макарьевским монастырем. По этой просьбе выезжал
для межевания из Балахны Дмитрий Плещеев. Вот в его документе об размежевании
уже эти слова (подчёркнутые мною) написаны через "а". Следовательно, во второй
половине XVII века местное население называло село "Боки", а московские
служилые люди изменяли гласную. Так и закрепилось изменение гласной в названии
села и речки.
И отвечу на последний вопрос: кто были первые поселенцы Баков ? Пока точно
сказать, кто был первым поселенцем, нельзя. Ясно лишь одно, что это были
пришельцы из бассейна Северной Двины.
На северной окраине Баков протекала речка Глушица (теперь это - водоем между
Верхней слободой и центром поселка). Подобное название находим в Вологодской
губернии на главном сибирском пути XVII века. Там на речке Глушице стоял мужской
монастырь, разоренный в смутное время, при нашествии поляков и литовцев вместе с
прочими вологодскими монастырями.
Продолжая дальше рассматривать список населенных мест бассейна Северной Двины,
находим на южной стороне Архангельского тракта деревню Носовскую, расположенную
на озере Носовском (точно, как у нас), находим даже и деревню Баковскую на реке
Пезе.
Можно ли назвать, такое обильное совладение названий случайностью? Думаю, что
нет, слишком уж много совпадений. Это позволяет предполагать, что первыми
основателями Баков были пришельцы из бассейна Северной Двины.
Но не только смутное время дало массу переселенцев в Ветлужский край. Через Баки
проходила в XVII веке дорога Н.Новгород-Вятка, Н.Новгород -Великий Устюг (через
Урень-Ветлугу-г.Никольск), по которой проходило перемещение людей в Сибирь.
В работе 3.А.Попова "Движение народонаселения в Вологодской губ." находим: "в
1635 году из Н.Новгорода, Каргополя, Устюга собраны были 910 человек и
отправлена в Тобольск, Тюмень, Тару" (стр. 117).
Нас не должно смущать, что они направлялись в Сибирь. Не все доходили по
назначению, часть из них отставала в пути. Да, видимо, и не все переселенцы
направлялись принудительно, а некоторые шли и добровольно. Они, конечно, и
составляли основную массу отстающих. Подтверждение находим в этой же работе. "В
1644 году опять назначен был вывод в Туринск, только переселенцы почему-то не
дошли до места своего назначения, и остановились в Пермской обл. Чему, надо
думать, особенно много способствовало время смут… Одною из главных причин
таких значительных переселений, в особенности из Устюжского уезда, были
притеснения от посадских людей уездным людям".,.(записки русского
географического общества, т.2, стр.117- 118.1871 год).
Правительственные распоряжения о переселении жителей Устюга и других уездов
продолжались с 1631г. По 1681 г. Установились широкие связи бассейна Северной
Двины с бассейном Ветлуги через город Никольск (на р. Юге), ставший в это время
крупным хлебным портом транзитных перевозок к Архангельскому порту. Во многих
местах бассейна Ветлуги возникают поселения из жителей бассейна Северной Двины и
особенно Никольского уезда. На реке Ветлуге 10 населенных пунктов, носящих
название "Никольск" - это дань тем широким связям, которые были в прошлом с
городом Никольском. Этим же я объясняю происхождение второго названия для Баков
- Никольск.
Деревне Ядрово 280 лет
По высокому левому коренному берегу Ветлуги красиво раскинулась большая деревня
ЯДРОВО. С востока её окружает зеленая лента молодых сосновых лесов, а с запада
она вплотную подходит к кромке берега, под которым расположено старое
зарастающее Ядровское озеро-старица. Один этот факт уже говорит о многом, а
главное, о большом возрасте селения. Около двухсот лет тому назад здесь было не
озеро, а главное русло реки Ветлуги. Первым доказательством этому служит
современный биологический вид озера, а вторым доказательством являются
материальные исторические памятники.
По старым записям числится, что село Ильинское расположено не на реке Ветлуге, а
на речке Чебоксарке. Деревянная церковь села Ильинского областной
археологической комиссией определена как памятник XVIII века, следовательно, к
этому времени надо отнести и основание села Ильинского. А из этого можно
сделать вывод, что в XVIII веке река Ветлуга не протекала под селом Ильинским, а
она протекала под дер. Ядрово.
Каков же возраст деревни Ядрово и какова её история?
Старожилы дер. Ядрово передают легенду, что, якобы, их деревня служила центром
(ядром) поселений, созданным Петром 1 из семей стрельцов, осуждённых за участие
в стрелецком бунте 1698 года.
Факты, однако, говорят о другом. В 1636 году вся Ветлужская волость,
простиравшаяся от верховьев р. Ветлуги до Нижегородских земель (примерно до
устья Люнды), была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем жене князя
Мстиславского (за его отказ от царского престола). Мстиславская раздробила эту
огромную территорию на отдельные владения. Началась оживлённая постройка
деревень и распашка новых земель из-под леса, которая продолжалась до конца
столетия. Вот в это время и возникла дер. Ядрово. "В вотчине боярыни Анны
Леонтьевны Нарышкиной, матери царицы Натальи Кирилловны, в 80-х годах (XVIII
века) возникает деревня Ядрово...", "что поселено на Микиткинских лесных росчищах".
(Ю.Готье. Замосковск.край в XVII веке, стр. 303).
Из этой справки ясно видно, что население дер. Ядрово откуда-то было вывезено и
принудительно поселено уже на готовую лесную росчистку. Кто же сделал эти
росчища, где были эти более ранние селения? Сначала сделаем современную
грамматическую поправку в названии. "Микитинские росчища" следует читать как
Никитинские. А теперь посмотрим, сохранились ли близ Ядрова подобные названия?
Да, сохранились. Это село Заводь. По старым спискам село Заводь имело название
Никитино. Это название сохранилось даже до половины XIX века. В списках этого
периода оно числилось под двумя названиями - Заводь (Никитино). Даже починок,
выделившийся из Заводи после огромного лесного пожара 1839 года, сохранил эти
два названия. Вот, по моему мнению, лесные росчища Заводи (Никитина), выводящие
прямым путём с реки Усты на реку Ветлугу, и были использованы для поселения и
создания новой деревни Ядрово. Мощные лиственничные леса, покрывавшие весь этот
район, были той манящей и притягательной силой, которая толкала столичную знать
создавать здесь поселения. Не случайно, что весь массив за кордоном "Боровка"
(первый кордон от реки Ветлуги по дороге на Заводь), до Октябрьских дней
сохранял название "Корабельная роща". Деревня Ядрово сделалась лесной пристанью
ценного корабельного леса.
Но теперь, спрашивается, как быть с легендой, бытующей у ядровцев о поселениях
стрелецких семей? Пока известны только два селения, созданные по приказу Петра 1
в пределах Ветлужского края (это село Темта, создавшееся из семей стрельцов, и
деревня Непряхино, создавшаяся из семей корабелельных мастеров, чем-то
провинившихся перед Петром 1). Оба селения находятся в пределах Уренского района
на притоках реки Усты. Есть русская пос��овица:"дыма без огня не бывает".
Конечно, вполне можно допустить, что деревня Ядрово - единственная деревня
среднего Приветлужья, расположенная на кромке левого коренного берега Ветлуги,
окрепшая за два десятилетия своего существования, могла служить базой, которой
семьи стрельцов переправлялись вглубь лесного массива. События эти происходили
во второй половине лета, а река Уста в это время года бывает очень мелководной,
а потому и использовать ее для транспорта было трудно. Возможно, вот это
обстоятельство и послужило основанием для народной легенды.
Этой дороге 100 лет
Мы у павильона автобусной билетной кассы в Красных Баках. 6 часов утра, а людей
уже больше сотни человек. Это пассажиры, дожидающиеся автобусов. Люди едут по
всем направлениям: в Кириллово, Воскресенск, Урень, Козлово, Семенов, на станцию
Ветлужскую. Седой, сгорбленный старичок дожидается горьковского автобуса. Он
едет, как мы узнали, навестить внука, живущего в одной из деревень Семеновского
района.
- Какая благодать стала с сообщением, - говорит старичок своему соседу.
- Вот сяду сейчас в автобус на мягкое кресло и через 2 часа буду внука целовать.
А как только вспомню старые дороги, так сердце кровью обливается.
- Помню, заболела моя мать. Стояла глубокая осень. Грязь кругом непролазная.
Запряг отец лошаденку и послал меня, пятнадцатилетнего мальчонку, в город
Семенов за доктором. Только выехал со двора, колёса по самую ступицу в грязи
завязли. Думал быстрей ехать, а лошадь и шагом едва идет. Проехал 10 вёрст,
совсем лошадь встала, вся в пене. Слез с телеги, накрошил в шапку хлеба и стал
лошадь кормить. А дождь все моросит и моросит. Весь уже промок, а до Семенова
ещё 12 верст осталось. И только поздним вечером, весь продрогший, промокший
голодный добрался до Семёнова. Надо лошадь кормить, да и доктор ночью по грязи
ехать отказался.
Утром все мучения на дороге повторились вновь...
Подъезжаем к нашей деревне, а в домах уже огни. Вот и наш дом. У избы народ
толпится. Соскочил с телеги, отворяю дверь... А она, моя милая мама, уже в белый
платочек повязана и лежит на столе перед иконами.
- Поздно, Саша,- с глубоким вздохом сказал отец. Сердце моё сжалось, комок
удушья сковал дыхание. Эх, проклятая дорожка, ты отняла мою мать! Умирать буду,
а её набухшую, раскисшую, осеннюю дорогу все буду видеть перед собой!
Рассказ старика взволновал всех, кто его слушал. Подошел горьковский автобус, но
люди все ещё стояли вокруг седого, сгорбленного человека, не решаясь нарушить
возникшую тишину, боясь омрачить его сыновнюю память о матери.
Наконец, пассажиры заняли свои места. Гудок. И плавно, без толчков тронулись в
путь. Позади Баки… По глади асфальтированной дороги, набирая скорость, катился
наш автобус...
- Дедушка! А быть может вы знаете, сколько лет этой дороге, по которой мы едем
сейчас? - спросил мальчик, сидевший в первом кресле.
- Дорога от Горького на Баки - очень старая дорога, около 300 лет ей будет, но
отдельные её участки сравнительно молодые.
- Однажды пригласил меня внучек на пионерский сбор, посвящённый истории нашего
края, и вот что я на этом сборе узнал: Сто лет тому назад (в 1862 г.) было
закончено строительство железной дороги Москва – Н.Новгород (Горький). К этому
времени были проведены большие работы по перепланировке и по улучшению
подъездных путей к Горькому. Вот сейчас мы и едем по той части дороги, которая
была построена 100 лет тому назад. Сейчас мы будем проезжать через деревни Ляды,
Зубилиху, Сенькино, Жуково, Текун, Якушево, Михайлово, Боковую, Шалдёж. Сто лет
тому назад большой почтовый тракт, как его тогда называли, проходил иначе. От
Шалдёжки дорога шла на дер. Дуплишки, Хомылино, Вороватку, Усольцево, Удельную
Чащиху. Здесь дорога разветвлялась. Одна ветвь шла на Баки, а другая - на Сомиху
в Варнавин.
- Дедушка! Я недавно ходил с ребятами за дер. Бараниху за грибами, и нам
встретился старичок с полной ношей белых грибов. "Где вы их набрали?" -спросили
мы. -"По старому тракту",- ответил он. Так это, наверное, и есть тот тракт, о
котором, вы, дедушка, говорили? - Да, это он и есть. Во многих деревнях
старожилы ещё помнят о нем.
-А эти деревни, что лежат на новой дороге, тоже сто лет тому назад основаны?
-Да, кроме Сенькина, они тоже в это время построились. Вот, например, деревня
Ляды. Само название говорит об этом. Оно происходит от слова "ляда", что значит
пашня на участке, расчищенном от леса. Даже спустя 10 лет после постройки
дороги (в 1871 г.) в деревне Ляды было всего 12 дворов, в дер.Зубилихе - 17
дворов, а в Коровихе уже было 26 дворов, т.к.она старше этих деревень, она
построилась на дороге, которая соединяла Воскресенск со старым почтовым трактом.
-Вот, мальчик, что мне пришлось узнать о наших местах на этом пионерском сборе.
А у вас в отряде такие сборы проводятся? Может быть вы знаете больше,
расскажите?!
Правда об озере Светлояре
В пределах Воскресенского района, около села Владимирского, расположено красивое
озеро Светлояр. Покоряющая красота озера, одухотворённая легендой, глубоко
проникнутой могучим русским патриотизмом, вдохновили гениального русского
композитора Римского-Корсакова, 70 лет назад посетившего озеро, создать
прекрасное музыкальное творение - оперу "Сказание о граде Китеже".
Вот эту любовь русской души к природе, величайшую преданность матери-отчизне и
использовали вожди религиозно-сектантского учения, получившего название
раскольничества, для разжигания религиозного фанатизма, для превращения озера в
раскольничью святыню. Религиозная сказка, витающая над озером, находит
поклонников ещё и в наши дни. В ночь на " владимирскую" люди, ещё находящиеся в
цепких лапах религиозного дурмана, ползают вокруг озера и ждут "чудес" на его
берегах. Чтобы разобраться в этой легенде, я приведу ее текст, опубликованный в
№ 12 журнала "Смена" за 1959 год, позаимствованный автором статьи у гражданки
дер. Баранихи Краснобаковского района Федосьи Михайловны Лукьяновой. Вот его
содержание: "793 года назад, месяца мая первый день, благоверный и великий князь
Георгий Всеволодович, внук князя Юрия Долгорукого, основатели Москвы, начал
строить на берегу озера Светлояра град каменный Большой Китеж, ибо место там
было вельми прекрасно и многолюдно. Три года строили этот город, и получился он
в длину 200 сажен, а в ширину -150 сажен. Городок оказался маленький, но
настолько богомольны были его люди, что для них построили три церкви. После
этого благоверный князь уехал в ранее построенный им город Малый Китеж, что на
берегу Волги стоит (ныне Городец ), а затем во свой Псков-град. Шестьдесят семь
лет процветал белокаменный город Большой Китеж. Но вот попущением божьим и грех
наших ради приде на Русь воевати нечестивый царь Батый. Батый разорил многие
города, в том числе Псков и Малый Китёж А Георгий Всеволодович тайными тропами
ушёл в Большой Китеж. Один из пленников, не выдержав пыток, указал Батыю тайные
тропы. В великой битве у стен города погиб князь Георгий Всеволодович, монголы
захватили Большой Китеж, но повелением божьим тот стал "невидимым".
"Факты - упрямая вещь" - говорит русская пословица. Так на основании
исторических фактов разберёмся с указанной выше легендой.
Кто и когда построил Городец, названный в легенде Малый Китеж? История говорит,
что Городец построил Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в 1152 году, а не
Георгий Всеволодович, как говорит легенда. Городец разорён был Батыем в 1238
году, следовательно, после его основания прошло 86 лет, так спрашивается: в
каком возрасте был князь Георгий Всеволодович, когда строил Малый Китеж, и мог
ли он, будучи таким глубоким стариком, сражаться с татарами? Ответ может быть
только отрицательным. Если допустить, что князь Георгий был даже 4-х летним
мальчиком во время строительства города Малого Китежа, и то ему было бы 90 лет к
1238 году и, конечно, он был бы уже не воин. Но был ли на самом деле такой
великий князь на Руси? Да, на Руси был великий князь Георгий Всеволодович, он же
Юрий Всеволодович (одно церковное имя, другое славянское), основавший Нижний
Новгород в 1221 году, когда был владимирским князем. И князь Георгий
действительно сражался с Батыем и погиб в битве с татарами 4 марта 1238 года, но
не на озере Светлояре, а на реке Сити (ныне район Рыбинского водохранилища),
отстоящий на 2000 километров от озера Светлояра. Керженские же раскольники даже
нашли у Светлояра ключик, который, якобы, возник на месте гибели князя Георгия и
сделали этот ключик тоже своей святыней.
Второй факт: в легенде говорится, что князь Георгий уехал в свой город Псков,
который потом был разорён татарами. Георгий Всеволодович никогда псковским
князем не был, и город Псков татарами не разорялся. Да и мог ли город,
"построенный" на Светлояре, называться Большим Китежем, а Городец - Малым
Китежем? Конечно, нет. Городец был резиденцией удельного княжества, и в то время
ему подчинялся и Н.Новгород, так мог ли город-малютка, имевший 200 сажен в
длину, главенствовать над ним?
Теперь, используя дату 793, определим, когда была составлена легенда. От начала
"строительства" Большого Китежа до татарского нашествия прошло 70 лет,
следовательно, его "основание" надо считать в 1168 году. Чтобы установить дату
составления легенды, необходимо к году "основания" (1168) прибавить 793 и мы
получим 1961 год. Как видим, получается полная нелепость.
Анализируя всё сказанное, необходимо сделать один единственный вывод -"факты"
легенды находятся в вопиющем противоречии с историческими фактами. Хочется ещё
добавить, что вариантов легенды существует несколько. В приведённой легенде
Большой Китеж был построен на берегу озера, а в легенде, записанной Короленко и
композитором Римским-Корсаковым, озеро образовалось на месте провалившегося
города. На этом основано и поклонение озеру, на этом основана и легенда, что в
ночь на "владимирскую" "праведные" люди слышат звон со дна озера колоколов
потонувшего города. Эта легенда положена и в основу либретто оперы "Сказание о
граде Китеже". Видимо, сколько было авторов, столько создано и вариантов
легенды.
Геологическая история озера Светлояра.
12-15 тысяч лет тому назад растаяли древние ледниковые массы, покрывавшие нашу
территорию. Водные потоки, отходившие от ледника, разносили песок и глину. Когда
иссякли воды ледника и высохли песчаные наносы, их стали переносить и передувать
ветры, свободно гулявшие по обширным просторам. Вот в это время в Заволжье и
образовались многочисленные материковые дюны. Такие дюны мы и видим в районе
озера Светлояра. Воды дождей, тающих снегов, грунтовые воды заполнили междюнную
впадину и образовали озеро Светлояр. Таких озёр много во всём Завожье и в
левобережье Ветлуги (например, озеро Большое в районе д.Сиянье). Дно озера
Светлояра состоит из песков древнего ледника, а под ними верхнепермские
мергелистые глины. Они служат водоупорным слоем и создают водоносные слои. Формы
рельефа поверхности земли в районе озера и формы залегания пластов способствуют
образованию мощных ключей с большим напором (типа артезианских вод). В зимнее
время, когда сковывается поверхность земли мёрзлым слоем, грунтовые воды,
зажатые между нижним водоупорным и верхним мёрзлым слоями, действуют как
фонтанирующие ключи через незамерзшее дно озера. Местные жители являются
свидетелями, как по зимам бьющие со дна фонтаны взламывают льды озера. Вот эти
мощные фонтанирующие грунтовые воды и производят дноуглубляющие работы в озере,
выбрасывая всё новые и новые порции песка из нижних донных пластов и силою струи
рассеивая их по радиусу. Этот процесс ведёт к обновлению донных масс песка,
засыпанию илистых осадков и создаёт картину высокой чистоты воды и отсутствие
зарастания растительностью. Всё это и было принято керженскими раскольниками за
особую "святость" озера.
Глубина озера в центральной части достигает 28 метров. Ярые сторонники
"святости" озера стали выдвигать такую "теорию": "стало мало верующих людей, а
много неверующих, которые оскверняют озеро и оно поэтому начало зарастать". То,
что озеро начало зарастать, так с этим вполне можно согласиться, но для этого
есть естественные объяснения: вырублены леса в бассейне озера, и, следовательно,
уменьшились запасы грунтовых вод, уменьшилась сила напора грунтовых вод и
уменьшился выброс донных песков. Распаханы земли вокруг озера, а это увеличило
снос пылевых частиц и питающих растворов, смываемых талыми водами и дождями с
окружающих полей, а как следствие всего этого - усиление роста растительности в
прибрежной части озера - его зарастание..
Итак, историческими фактами, и фактами из геологической истории, истории
образования озера была показана вся несостоятельность религиозной сказки об
озере Светлояре. Задача каждого советского человека - постоянно разъяснять тем,
кто ещё находится в тенётах религиозного обмана, что вера в святость озера
Светлояра, в его сверхестественное происхождение основана на беззастенчивом
обмане.
Для каких целей была составлена сказка об озере Светлояр?
В страшно тяжёлом положении находился русский народ в XVII веке после смутного
времени. Кругом царила нищета, разорение, а правительство утверждало повсюду
власть своих приказных людей, употребляло все усилия к пополнению
государственной казны - обложило население бесчисленными данями и пошлинами.
Наступило "время лихое, шатание великое и в людях смута" - так говорит
свидетель-современник о жизни Московского государства 2-ой половины XVII века.
Разинское восстание, пронесшееся бурным ураганом по среднему Поволжью, не
принесло облегчения народным массам. К ним вернулась опять крепостная неволя и
тягостное бремя государева тягла. Народное недовольство, его недовольство и
вражда к новым формам государственной жизни, нашло исход в религиозном движении,
получившем название раскола. Смятение и страх охватил русских людей, когда
патриарх Никон распорядился вводить новые "незнаемые" обряды, новые "незнаемые"
книги. В Нижегородском крае говорили про Никона страшные вещи: "хочет он всех
православных христиан в кромешную бездну адову к отцу своему диаволу привести".
В Заволжье, где на сотни вёрст тянулись непроходимые леса и топи, начиналось в
то время заселение края, после разорения одиночных русских селений казанскими
татарами и марийцами в XIV и XV веках. Здесь скопилось много беглых, ушедших на
Керженец от тягостной крепостной неволи, от гнёта оброков и податей. Сюда же
бежали и первые раскольники, спасаясь от преследования. Защита старой веры,
старых преданий и обычаев стала духовным знаменем селившихся в Заволжье. Всех их
объединяло недовольство на порядки жизни и тяжесть экономического положения.
Стихийные бедствия того времени ещё усиливали недовольство и тревогу. Их они
считали как "наказание божье" за грехи людей", всё связывая с новой верой. В
1664 году "зело мор велик был". "Иные деревни вымирали почти поголовно. Хоронить
было некому, трупы гнили в домах, поля оставались незасеянными". Ещё сильнее
привела в смятение явившаяся в 1664 году комета - "звезда велика и долга по
поднебесной широте борзо летящая". "Люди смотрели на небо, приходили в ужас,
скотина в онемение". "Настали времена сатанины - антихристово царство
распространяется, и сам он скоро явится"- писал из Москвы инок Авраамий.
Доходили до Керженца и письма главного вождя раскольников Аввакума: "пришло
время духа антихристова, путь ему подстилают, скоро будет и сам антихрист".
Гонения и мучительства со стороны церкви и государства ещё больше укрепляли в
народе убеждение в господстве над миром антихриста. Его приход приурочивался к
1666 году, так как число "666" - символическое апокалипсическое число - "печать
антихриста". Уже в 1668 году, ожидая скорого "конца мира", раскольники перестали
пахать землю, бросали на произвол судьбы скотину, бросали дома и уходили в леса.
"Светопредставление" должно было наступить в 1669 году, так как по апокалипсису
"власть антихриста" на земле будет 3 года. Охватил людей ужас, возбужденных
всеми этими "пророчествами", трепет и страх. Далеко по окрестностям
раскольничьих скитов раздавалось заунывное пение обрекших себя на смерть
раскольников и вторила им жалобным мычанием заброшенная скотина.
Но, когда в 1669 году "кончина мира" не наступила, а гонения и преследования не
прекращались, народ признал в этом, что власть антихриста в мире ещё
продолжается. И среди раскольников стало распространяться новое учение о борьбе
с "антихристом" - "огненное крещение". Принимать сожжение от гонителей (власти
сжигали целые селения) - значит подчиниться злой власти антихриста. "Самим себя
подобает скорее кончать, дабы не попасть в руки гонителей", в письмах,
доходивших на Керженец, Аввакум писал: "добро те сделали, что в огонь забежали".
И в Нижегородской летописи за 1672 год сообщается: "в Нижегородском Закудемском
стану во многих сёлах и деревнях крестьяне от раскольников совсем развратилися и
многие с жёнами и детьми на овинах посжигалися".
Вот в это время и понадобилась вождям раскола "святыня" в Заволжских лесах,
понадобилась сказка о провалившемся целом городе всеми православными, не
пожелавшими "попасть в руки поганых".
"Сам бог (этим примером) указал путь для избавления от гонителей". Эта сказка
нужна была для поддержания исступленного фанатизма среди раскольников, а в более
позднее время эта сказка нужна была для поддержания духа стойкости среди
верующих, для привлечения всё новых и новых людских пополнений в Заволжские
леса, для поддержания власти вож��ей раскола. Сохранявшиеся у населения сказания
о жестоких битвах русских людей с татарами, вожди раскола соединили с
развивавшимся "учением" о самоуничтожении.
Так родилась легенда о возникновении озера Светлояра на месте исчезнувшего
города, так родилась Заволжская "святыня".
В наше время эта сказка лишена всякой почвы, и бессмысленна вера в неё, и только
люди, ещё не снявшие со своих глаз тенёт религиозного дурмана, могут поклоняться
светлоярской "святыне".
Поднимем завесу над прошлым
"Чем лучше мы будем изучать прошлое, тем легче, тем более глубоко и
радостно поймём великое значение творимого нами настоящего".
М.Горький.
"Только хорошо зная прошлое, можно хорошо понять и настоящее". Хорошо
сказано.Так последуем этому мудрому совету великого пролетарского писателя, и на
миг поднимем завесу над прошлым, посмотрим в лицо нашего района, хотя бы
столетней давности.
Перелистаем пожелтевшие от времени листы статистических сборников и сделаем
некоторые расчеты доходов и расходов простой крестьянской семьи, посмотрим, как
жили наши деды сто лет тому назад.
Семья, имевшая земли на три ревизских души (на трёх мужчин), могла иметь пашни
от 6 до 7,5 десятин. При трёхпольной системе земледелия и существовавшей
урожайности сам три-четыре, семья могла получить 70-80 пудов ржи, 50-60 пудов
овса. По данным на 1854 год, существовали такие цены на хлеб: В Баках 28 коп. за
пуд ржи, в Варнавине - 29 коп., в Ветлуге -30 коп. Овёс стоил ещё дешевле -
16-17 коп. Что же мог получить крестьянин за весь собранный урожай?
Он мог получить за всю собранную рожь - 22 руб. 40 коп., да за овёс - 9 руб. 90
коп., а всего 32 руб. 30 коп.
Теперь рассмотрим расходы оброчного крестьянина на налоги: подушной подати
он должен был уплатить за три души - 2 руб. 10 коп., оброчной подати надо было
уплатить - 30 рублей. Как видим, всего собранного урожая хлеба едва могло
хватить на уплату налогов. А чем жить семье, чем кормить лошадь, корову?
Надо искать неземледельческих заработков. Каковы же они были? Посмотрим, что
можно было заработать на лошади?
Провозная плата на лошади составляла 0,4 коп. с пуда на 10 вёрст. Следовательно,
за большой воз в 40 пудов на расстоянии 40 вёрст (от Баков до Варнавина) можно
было получить за провоз - 64 копейки. На это надо было затратить два дня. За это
время нужно было скормить лошади 2 пуда овса на 33 коп., два пуда сена на 16
коп., самому возчику 3 кг. хлеба на 34 коп. В результате от этой работы
останется возчику 12 коп., на которые можно купить 6-7 кг. ржи. Это доход от
двухдневного труда крестьянина с лошадью. Вот наглядный пример знаменитых
русских пословиц: "перебивались с хлеба на квас" или "перебивались из кулька в
рогожку", т.е. и хлеб-то далеко не всегда был в семье, а приходилось жить и на
одном квасе.
Если к этому добавить, что существовала огромная разница в ценах между с.х.
продуктами и фабричными изделиями, то тяжесть положения крестьянской семьи будет
ещё очевидней.
Вот некоторые из этих сравнений: один метр крашеной китайки стоил 29 коп. или 16
кг. хлеба; один кг. хозяйственного мыла стоил 20 коп. или 12 кг. хлеба, а пуд
мяса стоил один рубль. На пуд мяса крестьянин мог купить 3,5 метра китайки и
сшить мужскую рубашку, а продавши целую корову, можно было купить 20 метров
китайки и сшить из неё два женских сарафана и 2 мужских рубашки. Мудрено ли, что
китаечные рубашки и сарафаны носились только по большим праздникам и переходили
по наследству от отца к сыну, от матери к дочери и даже внучке. Зимой и летом
вся крестьянская семья ходила в.домотканой одежде.
Кругом были дремучие леса, а избы крестьян были жалкими избушками. "Россия была
страной дерева, соломы и лыка" - сказал Н.С.Хрущев на съезде XXII КПСС о
прошлом нашей страны. Это всё полностью подтверждается и на нашем крае. Даже
спустя 16 лет после отмены крепостного права на территории Варнавинского уезда
(часть которого составлял наш район) из 23347 строений только одно здание было
каменным - это здание полиции. Железом было покрыто - 0,06 %, тёсом – 63,3%,
соломой - 36,6 %. Разве это не разительная характеристика соломенной и
деревянной Россия? Да и как было им быть другими? Сделаем маленький расчёт: один
кв. метр кровельного железа в первой половине XIX века стоил 40 коп. Для крыши
дома размером 6м х 6 м требуется железа 84 кв. м., или это стоило 35 рублей –
стоимость, равноценная шести коровам или 175 пудам хлеба. Мог ли крестьянин
покрыть свой дом железной крышей?
Избы были не только маленькие и покрытые соломой, но ещё и курные, с очагами
вместо печей. Почему? Разве мало у нас было дров? Но дело было в другом… 1000
штук кирпича стоила 20 руб. или это стоимость 4 коров или же 100 пудов хлеба.
Мог ли крестьянин сделать себе такую печку? Конечно, нет.
Окна в избах были маленькие - в толщину одного бревна, затянутые коровьим
пузырём. В иностранной литературе по этому поводу были такие суждения: "русский
крестьянин боится простуды, боится яркого света, а потому и не делает больших
окон в своих избах". Это подлинное глумление над русским крестьянином. Дело-то
было всё в той тяжкой жизни, которую создали помещики для русского крестьянина,
дело в его нужде. Ведь один кв. дециметр оконного стекла стоил 8,6 к., а для
рамы в 25 кв. дц. (50см х 50см) нужно стекла на 65 коп. или 3 пуда хлеба. Но к
летней раме надо сделать еще зимнюю, а это еще 3 пуда хлеба. Вот этих шести-то
пудов и не мог найти крестьянин даже для одного окна. Он и сам не каждый день ел
его досыта. Таково было печальное прошлое нашей деревни и нашего крестьянина,
задавленного беспросветной нуждой и произволом помещиков.
Этому тяжёлому экономическому положению соответствовало и исключительно низкое
состояние грамотности населения края. Люди, умеющие писать и читать, встречались
крайне редко. Это были старые солдаты, раскольничьи начётчики, да одарённые
одиночки, познавшие грамоту от дьячков, монахов и отставных солдат.
Первое приходское училище открыто в г. Ветлуге 1836 году (на 36 уч.) В 1837 году
открыто приходское училище в г.Варнавине на 20 уч.
В Краснобаковском районе первое училище открыто в д. Моисеихе в 1842 г.
Печатается по машинописному тексту 1962 г.
из архива Краснобаковского народного исторического музея.
|
|
|